Школьный детский кукольный театр «Книга со сказками»

Школьный кукольный театр «Книга со сказками»

Обоснование актуальности и проблематики разработки.

Статистика показывает, что за последние несколько лет, увеличилось число детей с ОВЗ, поступающих в нашу школу и детский сад (с 8-ми учеников в 2014 году до — 20 в 2022 году).

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как педагога, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Данной категории детей очень сложно адаптироваться в современном мире, не только в мире взрослых, но и в мире детей. Ведь каждый ребёнок с рождения заслуживает счастливого детства. Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья способствуют занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, выравнивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность, что очень важно – происходит процесс социализации детей в современном обществе.

Целевая аудитория, возраст

Учащиеся младшего и среднего звена, а так же воспитанники дошкольной ступени МКОУ Лугавской СОШ №19

Благополучатели:

Учащиеся, воспитанники и их родители, педагоги школы.

В начале работы, утвердив всей командой репертуар, мы принялись изготавливать декорации и игрушки для театра. Для этого нам понадобилась бумага, краски, клей, ткань и немного фантазии. Но не всё оказалось так легко и просто, как мы представляли ранее. Во время изготовления декораций мы изучили несколько видов рисования: разновидности мазков, однородное наложение краски. Так же попробовали сочетание разных фактур, таких как бумага и ткань, что неожиданно придало дополнительный объем нашей задуманной композиции. Поработали в программе Microsoft Word, Power Paint, Paint. Изучили разные приёмы декоративно прикладного творчества, историю возникновения пальчикового тетра под руководством педагога дополнительного образования Угрениновой Н.В. Во время изучения приёмов декоративно-прикладного творчества, мы по – новому взглянули на некоторые, казалось бы, обыденные вещи, узнали, как из самых простых материалов может родиться целый театр.

В ходе реализации проекта, к нашей работе проявили интерес многие ребята, которые не только помогали в изготовлении декораций, но и участвовали в постановке спектаклей. Когда игрушки и декорации были готовы, мы разобрали роли и провели репетиции спектаклей. Во время репетиций мы проводили тренировочные занятия, рассказывая друг другу скороговорки, применяя разные речевые обороты (интонации, выражения, ударения, паузы, настроения), так как такие занятия развивают речь, внимание, память и интеллект. При этом мы научились работать в команде, так как при работе в театре, взаимодействие актеров, умение работать и общаться друг с другом стоит на первом месте, что является главным моментом для социализации детей с ОВЗ.

Цели и задачи

Цель: разработать и изготовить декорации и реквизит для пальчикового кукольного театра, поставить детские спектакли силами учащихся и педагогов.

Задачи:

  • Изучить технологию изготовления бумажных и перчаточных игрушек для кукольного театра;

  • Подобрать репертуар для постановок театра, связанный и не только с изучением произведений по учебной программе;

  • Изготовить игрушки и декорации для представлений;

  • Провести мастер-класс по изготовлению игрушек для воспитанников дошкольной ступени и младших школьников;

  • Показать свои и сделать совместные постановки детских спектаклей.

Научное обоснование, показ способов решения и действий.

Сейчас в современном мире, много средств, для развития мелкой моторики рук. Но самой эффективной и интересной для детей формой работы была и остаётся игра. Игровых средств очень много напр.: шнуровки, матрёшки кубики, пазы, конструкторы и др., но они довольно дорого стоят. В основном, такие наборы предназначены для детей дошкольного возраста или младшего школьника. Для работы с детьми не только с ОВЗ, игровые средства имеются практически только у специалистов педагогов – коррекционного направления. А для детей более взрослого, ближе подросткового, возраста они могут быть уже не интересны, поэтому их очень сложно заинтересовать.

Методы и приёмы

Поэтому, проявив смекалку и фантазию, можно смастерить отлитые игрушки — самоделки, которые не редко превосходят по своим развивающим свойствам магазинные аналоги. Чем мы практически и занимаемся в нашем творческом объединении «Волшебная мастерская». На занятиях мы изготавливаем игрушки из бумаги, ткани, папье-маше, применяя всевозможные декоративные элементы, участвуем в конкурсах, выставках, организовываем свои творческие выставки.

Я, как педагог, заметила один нюанс, детям с ОВЗ трудно и скучно работать в рамках занятия, если нужно сидеть сосредоточено неподвижно и выполнять задание, даже проводя физминутки. Здесь я попробовала игровую форму работы, применяя сказкотерапию. Уже наукой доказано, что сказки являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия, как для детей с нормой здоровья, так и для детей с ОВЗ. Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния ребёнку приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом, да ещё и если самому можно попробовать проиграть игрушками действия главных героев. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным средством воспитания детей. Ну а если совмещать сказкотерапию и прикладное творчество, то эффект должен быть двойной. Ведь занимаясь прикладным творчеством, двигательные импульсы рук влияют на формирование речевых зон, развитие логического мышления, внимания, памяти и интеллекта, что особенно актуально для детей с Ограниченными Возможностями Здоровья

Необходимое оснащение

Для работы с детским школьным театром не требуется специального сложного оборудования и материалов.

  • Цветная бумага, принтерная цветная бумага, ватманы;

  • Клей карандаш, клей ПВА, клей «Мастер»;

  • Ножницы;

  • Карандаши, фломастеры, краски;

  • Разные кусочки ткани, можно использовать фримаркет;

  • Декоративная тесьма, при желании;

  • Компьютер, ноутбук;

  • Проектор;

  • Фотоаппарат.

Критерии оценки эффективности и сведения об апробации

По согласованию с администрацией школы, наша команда провела мероприятие в детском саду. Были показаны сказки, рассказано о видах пальчиковых кукол, дети сами попробовали поиграть в театр. Так же с детьми разучена песенка для игр, и проведена игра «Нам не страшен серый Волк». Наше представление, как детям, так и воспитателям детского сада очень понравилось, вызвало большой интерес, мы договорились о дальнейшем сотрудничестве. А для группы, в которой находятся дети с диагнозом детский церебральный паралич, (ЗПР) мы получили заказ на разработку целой серии сказок, с непосредственным участием этих детей. В 2016-17 учебном году мы принимали участие в проектной школе, в рамках флагманской программы Территория 2020. Наш проект не был поддержан. А так же нас пригласили в г.Красноярск, поучаствовать в краевой социальной акции «Мой край – Моё дело», где нас отметили благодарственным письмом и дали некоторые рекомендации по дальнейшему развитию школьного театра.

Для удобства перевозки декораций и игрушек, мы так же своими силами сшили сумку из подручных материалов. В дальнейшем мы планируем провести представление в детском пришкольном летнем лагере, уделить особенное внимание 1 классу в нашей школе, подготовить новые сказки современных издательств, познакомить детей с современными авторами. В настоящее время мы изготовили ещё один вид ручных, уже объёмных перчаточных кукол. Теперь ребята могут попробовать себя настоящими кукловодами и поработать за театральной ширмой, за которой происходят главные действия сказок.

Рекомендации для ведущих по проведению;

Во время проведения мероприятия обязательно необходимо проводить физминутки или динамические паузы в форме игры. Так же детям очень нравится просмотр спектакля сидя на полу, на тёплом ковре или мягких пуфах в удобном положении, а не за школьными партами.

Фотогалерея

Комментирование запрещено